fajnafajna (fajnafajna) wrote,
fajnafajna
fajnafajna

Categories:

Полтавщина на Рождество. Мгарский монастырь

Мгарский монастырь с золотыми звездами на куполах, построенный на возвышенности, виден на многие километры вокруг. Его новая история насчитывает всего несколько лет. Хотя появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI векам. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные.

1.

При входе на территорию храма – иконная лавка и ларечек, продающий продукты, произведенные на монастырской земле: хлеб, творог, масло, мед. Хлеб мы купили, пресный, с хрустящей корочкой и очень вкусный. Еще монастырь славится традициями выращивания целебных трав.

Известно, что монастырские монахи еще в 17-18 веках занимались сбором, заготовкой, выращиванием лекарственных растений, готовили из них лекарства, которые вместе с молитвами распространяли среди прихожан.

Целительская деятельность братии была настолько успешной, что в свое время Петр І, возвращаясь этими местами после Полтавской битвы, велел учредить здесь первую полевую аптеку.

В иконной лавке, как и в храме, снимать не разрешено. Но меня поразил “ассортимент”: изделия из золота, множество церковных книг, сотни икон самых разных размеров. Такого изобилия церковных товаров я не видела ни в Киево-Печерской Лавре, ни в Почаевской Лавре.

Схема храма:

2.

Я была здесь лет десять назад летом, в отдельных клетках сидели павлины. Сегодня на этом месте клетки с голубями и двумя ястребами:

3.

По количеству следов у клеток можно догадаться о популярности этого места, особенно у детишек.

Голубь почему-то получился во флере белого облака, в святом месте – святые и голуби Улыбка

4.

Еще один пернатый невольник:

5.

Павлины тоже в храме есть, но зимою они содержатся в теплом помещении, куда посетителей не допускают:

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся церковным деятелем митрополитом Исаией (Копинским), в то время игуменом Густынским и Подгорским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой. Которая после смерти мужа Михаила унаследовала «замок и мєсто Лубны, зо всємі футорами, яко тоже и іншиє замки и мєста» (постановление Люблинского трибунала).

Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии.

Не удивительно, что именно ему  Раина (Ирина) Могилянка Вишневецкая, двоюродная сестра Петра Могилы (прославленного в лике святых в 1996 году, известного украинского церковного и культурного деятеля, митрополита Киевского и основателя Киево-Могилянской академии — первой высшей школы на Руси) 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Раина Вишневецкая известна именно тем, что учредила на левобережных землях Днепра три православных монастыря: Густынский (Прилуцкий), Ладынский (Подгорский) и Лубенский (Мгарский).

Первый игумен Мгарского монастыря Исаия Копинский (будущий митрополит) заведовал также всеми парафияльными православными церквами во владениях Вишневецких. 

Княгиня Раина Могилянка-Вишневецкая: http://wishnewez.org.ua/files/large/raina.jpg

 image 

Князь Иеремия Михаил Вишневецкий: http://wishnewez.org.ua/files/jar1.jpg

image

Предание, о котором вспоминает Т.Г.Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы.

Я отдаю себе отчет, что средства немалые были нажиты семейством Вишневецких за счет использования своих феодальных владений. Но, невольно возвращаясь к настоящему, известны ли случаи, когда современники - богатые люди (в т.ч. и вдовы) совершают подобные поступки, заботясь о духовном? Если Вам известны что-либо о  богоугодных делах, совершаемых ныне, откликнитесь, пожалуйста, в комментариях. Очень интересно.

В 1692 году, на месте деревянной церкви, на средства гетманов Самойловича и Мазепы был построен каменный красавец-собор по проекту архитектора Иоанна Баптиста, автора Троицкого собора в Чернигове. Ему помогал Мартин Томашевский, а после смерти И.Баптиста работу закончил мастер А. Пирятинский. Плотничьи работы выполнил «тесельский мастер» Д. Ворона. В росписи монастырских стен принимал участие известный украинский художник Иван Максимович.

6. 

7.

Внешние стены храма декорированы орнаментами:

8.

9.

Освящал новопостроенный 7-главый собор митрополит Киевский . Но в 1728 году центральный купол собора обвалился. После восстановления в 1754-м собор стал пятиглавым.

Внутреннее убранство храма сегодня скромное, восстановлена роспись Николая Чудотворца, оставлена для потомков нереставрированной фреска с изображением великомученицы Александры.

В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, храм посетил константинопольский патриарх Афанасий. В январе 1653 года он путешествовал в Москву, где был принят с любовью и щедро одарен милостыней. В конце 1653 года на пути домой святитель тяжело заболел и был вынужден остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. 25 февраля 1654 года его торжественно и гостеприимно встретили отец игумен с братией по чину, в священных ризах. Когда игумен о. Петроник подошел к нему под благословение, Святейший Патриарх прорек ему: "Желает душа моя в этом монастыре грешное тело мое погребсти". Пророчество святителя о своей кончине сбылось через месяц его пребывания в монастыре. Патриарх был похоронен по оставленному им завещанию в этом монастыре в усыпальнице Преображенского собора по восточным традициям в патриаршей одежде и… сидя.

Уже через восемь лет после блаженной кончины Афанасия были найдены нетленными его мощи. Митрополит Газский, Паисий (Лигарид), посетил обитель Мгарскую и возвестил игумену Виктору откровение, которое было ему на пути: явился ему сам святитель Афанасий и открыл о мощах своих, что почивают под соборным амвоном.

Действительно нетленными были обретены святые мощи, и митрополит, посовещавшись с игуменом и братиею, донес о драгоценном сокровище, таившемся в недрах земли, восседавшему тогда на кафедре Киевской митрополии Иосифу Тукальскому, который управлял епархиею южной России, как независимый Экзарх Патриаршей области Царьграда.

"Когда с благословения Киевского митрополита открыли гробницу, наполнилась церковь благовония, и обрели Святейшего патриарха тело цело, только у правой руки, которой он держал посох, пальцев двух или трех нет. Священная одежда, что была на Святителе с тела его спала и истлела, на чем сидел он кресла сгнили, целыми обрели только палицу да посох". На мощи Святейшего патриарха надели новые ризы и положили в церкви Преображения Господня снаружи. В ознаменование чудес; бывших до открытия честных мощей и при открытии их, на новой гробнице тогда же была сделана такая надпись:

"Всемогущий и Непостижимый Бог почивающего Святейшаго патриарха Константинопольскаго Афанасия прославити благоволил чудотвореньми плотию неистленна и благодати преисполнена во дни Благочестивейшаго Государя, Царя, Великаго Князя Алексия Михайловича. 1662 года. Февраля 1".

1 февраля 1662 года был осуществлен соборный чин канонизации святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца.  До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе Харькова.

В 1785 году на месте, где любил уединяться святой Афанасий, была заложена колокольня. Отдельно стоящая колокольня в стиле классицизма была достроена только в 1844 году.

10.

На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский).

В 1785 году был основан и скит с теплой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1889-1891 гг. в скиту на месте старой часовни сооружена каменная однокупольная церковь свт. Афанасия (ныне Благовещенская).

…По длинной аллее идем от храма к скиту. В морозном воздухе запах силоса, дорога ведет мимо скотного подворья. Лают собаки…

11.

12.

13.

Церковь закрыта. На территории скита – ни одной живой души. Пес на цепи голоса не подал…

Ежегодно стекаются многочисленные богомольцы в обитель на день святителя Афанасия. Памятный знак - новодел о пребывании в храме свт. Афанасия :

14.

15.

16.

Но кто же он, святой Афанасий?

Вот какие любопытные исторические сведения о нем мне удалось найти. http://wishnewez.org.ua/html/mgarsk.html

В начале 1654 года, на обратном пути из Москвы к Константинополь, в Лубнах, главном на то время городе Левобережной Украины, остановился цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Он происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов.

Родился он в 1597 году на острове Крит, получил блестящее разностороннее образование. Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его. Будущего святителя влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца, в 1623 году, св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Вскоре он стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Свт. Афанасий перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе.

В 1626 году святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван.

За свои труды и духовные дарования он был назначен Константинопольским патриархом Кириллом I проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 году - епископом Фессалоникийским (Солунским). Но Кирилл Лукарис был изгнан турецкими властями и, 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, святитель Афанасий был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриаршество и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель остался верен Православию. С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений и многого другого.

С 1634 года свт. Афанасий трижды занимал Константинопольскую патриаршую кафедру, терпя при этом притеснения и скорби. Церковь в Костантинополе тогда очень бедствовала, потому патриарх ее неоднократно обращался к русскому царю за помощью и поддержкой. А затем святитель сам отправился в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

Возвращаясь в Константинополь в феврале 1635 года от тяжелого дорожного пути потревожились раны, полученные патриархом еще в Фессалоникийской тюрьме, тело его опухло, и он умер "яко мученик, яко Святитель, подавая благословение всем христианам, которых при жизни еще своей благословлял". Это произошло 5 апреля 1654 года. Местное предание свидетельствует, якобы святитель Афанасий, сидя на горнем месте во время чтения Евангелия, отдал чистую душу свою небесному Пастыреначальнику. Но такое предание, вероятно, основано на том, что покойный святитель похоронен был в сидячем положении, по древнему обычаю патриархов восточных.

Церковь в честь Преображения Господня была в то время еще деревянной и достаточно убогой по скромным началам обители. Промыслом Божьим главной драгоценностью монастыря, его духовным сокровищем должен был стать именно святитель Афанасий, Вселенский Патриарх.

Предчувствуя приближение кончины, святитель Афанасий составил краткое духовное завещание, в котором распределил часть принесенной им милостыни царской по разным церквам и монастырям греческим и валашским (молдавским и румынским), оставив некоторую часть и Мгарской обители, как залог своей благодарности за ее гостеприимство. Игумен, братия монастыря и свита патриарха, выполняя последнюю волю святого Афанасия, похоронили его в храме Преображения Господня под амвоном перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов. На него были надеты все священные одежды, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидящего вложили в каменную гробницу.

Известны многочисленные факты исцеления телесного и духовного, уверовавших и просящих об исцелении у Святого Афанасия. О них, в частности упоминается здесь.

В 60-х гг. XIX века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его мощах. В 1901 году, при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана "Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, Патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу".

Празднование памяти его установлено - 2/15 мая, в день памяти соименного святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского

Тихое место:

17.

18.

19.

20.

В целом за счет твердой позиции в борьбе против расширения унии на украинских землях монастырь быстро набрал популярности и поддержку среди казачества. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий.

В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

В начале 30-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Возрождение этой святой обители началось лишь в 1993 году.

21. 

При написании поста использованы материалы сайта Мгарского монастыря http://www.mgarsky-monastery.org/index.php?sid=shorthist

и сайтов http://ac-chumaki.com.ua/forum/index.php?topic=629.new и http://wishnewez.org.ua/html/mgarsk.html

Tags: Мгарский монастырь, Полтавщина, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments