fajnafajna (fajnafajna) wrote,
fajnafajna

Не-“пакетная” Турция: в гости к черепахам

Заповедную зону пляжа Чирали со стороны моря и окрестные морские бухты, где “хозяйничают” черепахи Caretta – Caretta, можно посетить на одном из немногих прогулочных суденышек, “прописанных” здесь же, в нескольких четко отведенных местах у берега. Как правило, каждый здешний отель с удовольствием организует вам подобное путешествие; цена на поездку и в отеле, и на берегу фиксированная - 40 турецких лир с человека. В море они уходят, как правило, в 11.00, возвращаются обратно между 17 и 18 часами вечером. Тур “к черепахам” – едва ли не лучшее, что может вам предложить поселок Чирали; “в комплект” войдут купания в красивейших (даже в масштабах Турции) бухтах, изумительной чистоты и расцветок вода, живописные дикие скалы и свежайшая морская рыба на обед. Итак, вперед, к черепахам!

Наше заранее спланированное морское путешествие затягивалось. В назначенное время за нами никто не приехал. И мы уже между собою “клеймили позором” турецкую пунктуальность, нарушившую наши планы. Но несмотря на приличный шторм, который бывает всегда при появлении молодой луны (так объяснил позже капитан), мы все же вышли в море.

Проплывая мимо не вышедших сегодня в море корабликов, спрятавшихся от шторма за мысом:

Я несколько раз успела сильно пожалеть об этой поездке. Один раз наш кораблик почти положило на бок.

« No panic, no panic! It is not Titanic», - пытался шутить капитан, заводя корабль в спокойную бухту под прикрытие скал. Чувствовал себя он уверенно, и на мой вопрос об угрожающей нам опасности отвечал с улыбкой: «Раз я здесь, значит, все в порядке». Он вполне прилично изъяснялся на русском (жена брата – русская), был очень доброжелателен и всю работу по обслуживанию туристов, начиная с управления кораблем и заканчивая приготовлением ланча и угощением гостей, выполнял сам. С шутками, прибаутками, непринужденно и весело.

Держа удары от боковой волны, мы с горем пополам перемещались от близлежащей бухты к последующим, уворачиваясь и убегая от штормовых волн.

В первой бухте, поднявшись на борт после купанья в море, я заметила плывущую к тому месту, где я была 5 минут назад, огромную черепаху. Встреча была неожиданной, кроме меня, на черепаху никто не реагировал, попросту ее не заметив. Только после моего призыва к мужу, снимавшего скалы на носу корабля, посмотреть на чудо, народ подтянулся и восторженно приветствовал “хозяйку” пляжа. Мужу удалось при помощи телеобъектива “выхватить” ее мордочку, поднявшуюся над водою.

Капитан рассказал, что встреча с черепахами в этом месте – дело обычное. И вправду, черепахи появились еще раз, но уже на расстоянии. Сопровождали они наш корабли и во второй раз, когда мы, покоренные особой атмосферой и красотой этих мест, пригласили на морскую прогулку наших друзей, отдыхавших неподалеку, в Бельдиби.

Вторая и третья бухты с голубой водой, каменистыми берегами, скалами, выступающими из воды. Вторая бухта была полностью закрыта от волн, с приятной гладью воды. Даже не верилось, что в каких-то 100 метрах отсюда бушует море.

Здесь, как выяснилось позже, корабль остановился неслучайно. Мы причалили к небольшой рыбацкой лодке. Семья, включая и малолетних детей, промышляющая ловлей рыбы, оказалась  родственниками нашего капитана. Она пережидала шторм в этом месте.

Похоже, это их рыбацкий стан:

Интересно было наблюдать за детишками, суетившимися по хозяйству и придумывающими себе развлечения в этих не совсем комфортных для них условиях.

Турки, в каких бы условиях они не находились,  очень любят своих детей. Папа-рыбак играет с ребенком:

Солидным турецким папашам, плывшим вместе с нами на корабле, не зазорно было возиться с подгузниками, менять маечки, просто играть с детишками. Делают они это абсолютно искренне, невольно наблюдать за этим мне доставляло удовольствие. В это время верные мусульманским традициям мамы в своих традиционных, полностью закрывающих тело купальных костюмах спускались по трапу и купались вместе со всеми. В одной семье один из троих деток – подросток лет 14-и с синдромом Дауна. Ребенок абсолютно адаптирован к жизни, общительный, воспитанный. Видно было, что ему нравилось общаться с незнакомыми людьми. Те отвечали ему взаимностью.

Гостей на корабле было немного. Половина из них – турки, приехавшие отдохнуть на живописнейший пляж Чирали, вторая половина – молодые ребята из Украины. Молодые люди, турки - бесконфликтные, улыбающиеся, с приятными манерами.

В стоимость прогулки включен ланч, чай и фрукты. Обед сытный и вкусный, рыба свежая и умело приготовленная. Достойное обслуживание не могло не радовать.

Волны к вечеру утихли, возвращаться было намного комфортнее.

Безусловным фаворитом чиралийских морских прогулок, по нашему глубокому убеждению, является  белоснежный моторно-парусный Olympos antic. Уже по совершенно спокойному морю вместе с ним мы еще раз пошли в море.

В этот раз попросили забрать нас первыми на борт корабля. Тем самым обеспечив себе бонус – места на корме и съемку незанятого еще туристами судна:

Капитан приветствует нас:

Совершенно иное море, более низкая прозрачность воздуха, нежели в прошлый выход.

Другая очередность бухт. Но все та же профессиональная и очень приятная команда.

В этот раз, благодаря более спокойному морю, капитан поднял паруса, и мы хороших минут сорок бесшумно шли по морю. Удовольствие несказанное, тем более, что наблюдала я весь процесс впервые:

Похоже, удовольствие от хождения под парусом получает и сам капитан:

Несколько дней спустя, купаясь утром в море неподалеку от ”Antic Olympos” (так назывался туристический кораблик), удалось наблюдать, как этот же капитан и его команда просыпались на своем же корабле. Сохнущие майки команды, которые они меняли по нескольку раз за день, были развешены здесь же. Труд ежедневный и нелегкий - выходных у корабля и команды в сезон не бывает. Капитан лично отвечает за швартовку корабля:

Три черепахи в естественных условиях своего обитания нам все-таки удалось увидеть, хотя и не удалось снять. Слишком на короткое время они неожиданно появились, да и на значительном расстоянии – даже “телевиком” их было трудно достать.

(Продолжение следует: прогулка по городу, которого нет - античный Олимпос).