fajnafajna (fajnafajna) wrote,
fajnafajna
fajnafajna

Category:

Руины Патары. Город, где родился Святой Николай

Древний ликийский город Патара, чьим именем сегодня принято называть крупнейший песчаный пляж в Турции, в период своего расцвета был крупнейшим портом Ликийского союза. Этот античный город доконал… песок. Тот самый песок, что сегодня поражает воображение добравшихся сюда туристов, в древности занес сначала гавань порта Патары, а затем и сам город, который людям пришлось оставить. Посмотрим, какой была Патара во времена здешнего уроженца Николая, впоследствии прозванного Чудотворцем и ставшего Святым.

1.

 

Аккуратно объезжаем пасущихся прямо на проселке коз и оставляем машину метрах в 50-ти от руин древнего театра; дальше дороги нет. Боковая стена театра, построенного ликийцами еще до “нашей эры”, таки не выдержала испытания временем:

2.

Но и руины дают представление о величии циклопической, безрастворной, кладки и красоте помпезного сооружения,частью врытого в гору:

3.

Вид на амфитеатр, сцену и реконструкцию одного из общественных зданий города (вид со средних рядов):

4.

С этой же точки вид на левое крыло театра с галереей-проходом для публики (всего галерей – две); на дальнем плане – заповедный сосновый лес на холмах:

5.

Кстати, после смерти Александра Македонского его преемники разместили в Патаре мощные судоверфи. Вообще, вся Ликия буквально утопала в сосновых лесах, которые частично сохранились и поныне во многом благодаря своей труднодоступности – высоко в горах и на отвесных скалах, и теперь охраняются законом как заповедные территории. Сосновый массив в Патаре – не исключение.

И снова театр, не знавший реконструкции без малого 2000 лет; обратите внимание на ряд каменных кресел для “отцов города” и почетных гостей – эти кресла со спинками:

6.

Интересно, что ряд для элиты того времени располагался на самом верху первого яруса (всего в театре Патары ярусов два), попасть в первый ярус можно было по двум галереям-тоннелям. Вход же на второй ярус (для плебса) был, очевидно, сверху, с “галерки”; второй и первый ярусы между собой, похоже, ступенями (проходом) не сообщались – такое вот социальное неравенство:

7.

Во многих каменных сидениях сохранились круглые и прямоугольной формы пазы; возможно, для того, чтобы вставлять в них стойки-растяжки навесов:

8.

Так выглядит один из двух тоннелей-проходов на первый ярус театра. Обратите внимание на циклопическую – без скрепляющего раствора – кладку тоннеля. Поразительно, но буквально во всех посещенных нами городах древних именно каменные арки циклопической кладки остались невредимыми даже там, где все остальное рассыпалось в прах – даже от землетрясений:

9.

Стоит обратить внимание и на то, что древние архитекторы (а этому театру больше 2000-х тысяч лет) серьезно отнеслись даже к конфигурации каменных сидений – кромка поверхности для сидения выступает над основанием “сидушки”, чтобы можно было подогнуть ноги “под себя”, и тогда их не оттопчут проходящие мимо. Посмотрите также, как изящно завершен торец постройки театра:

10.

Вид на театр со сцены:

11.

На театральном манеже. Интересное тупиковое углубление в первом ярусе. Обследование показало, что это не спуск на сцену с первого яруса:

12.

Остается гадать, для чего служила эта “подсобка”:

13.

По периметру манеж был украшен барельефным изображением панциря римского легионера с римским же коротким мечем; очевидно, эти "красивости были добавлены в более поздние, нежели сама постройка театра, римские времена. Как известно, этот театр еще ликийской постройки пережил, как минимум, две реконструкции, о чем сохранились даже соответствующие надписи, высеченные на камнях, обнаруженных тут же:

14.

15.

Местный “театрал”:

16.

Остатки высеченных в камне узоров свидетельствуют о былом великолепии постройки:

17.

А эту каменную плиту с греческой надписью на ней можно увидеть за сценой театра. Не удивляйтесь, что трава над этой плитой растет строго вниз, что явно противоречит биологическим законам – никакой чертовщины! Просто в своей нелюбви к грекам занявшие их жизненную нишу турки мстят даже историческому наследию своих оппонентов. Например, повсеместно переворачивая “вверх ногами” любые каменные осколки, где есть греческий алфавит. Интересно, что более ранние ликийские письмена турки подобным образом не поддают обструкции. Чтобы донести до вас здесь начертанное древним письмоводителем, пришлось перевернуть саму фотографию. Зато историческая правда встала с ног на головуУлыбка:

18.

А вот эта расчистка “тылов” сцены театра наглядно показывает, каким слоем почвы занесены руины этого прекрасного сооружения:

19.

И еще один “театрал” немелкий – сантиметров 20 в длину будет; “взят” телеобъективом:

20.

Когда-то сцену театра по внешнему периметру украшали резные каменные колонны. О их величине, красоте и величии мы можем судить лишь по жалким остаткам; археологи докопались до первоначального, “нулевого” уровня театра:

21.

22.

23.

Реконструкция античной агоры – общественного здания – идет полным ходом в 40-градусную жару:

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Триумфальная арка у въезда в город – постройка римской эпохи. Долгое время считалось, что она же служила своеобразными воротами в город, о чем пишется едва ли не во всех путеводителях. Но раскопки последнего времени показали, что это не так – под аркой не обнаружена сама дорога. Зато другие свидетельства говорят в пользу того, что арка являлась конечной точкой подачи воды по акведуку в город с гор. Слева от арки – выложенная брусчаткой дорога на пляж Патары:

31.

Триумфальная арка расположена прямо на территории ликийского кладбища; здесь же можно наблюдать ведущиеся раскопки древних захоронений, а можно, разгоняя коз и овец, самостоятельно побродить среди древних ликийских надгробий:

32.

33.

Одни из самых древних ликийских гробниц: основание – выступающий из земли валун со стесанной верхушкой и установленным на него каменным надгробием, стилизованного под ликийскую лодку (корабль):

34.

Более поздние ликийские “гробки”: тот же “кораблик”, перевернутый “вверх дном”, установлен уже не просто на камень, а на прямоугольный, выдолбленный из цельного камня саркофаг, который, в свою очередь, установлен на постамент из тесанных каменных брусов:

35.

36.

А это постамент чьего-то помпезного погребения более позднего, чем ликийский, периода. На его сооружение, похоже, пошли даже каменные сидения из театра (расположенного в километре отсюда):

37.

Реконструкция древностей начинается с разбора завалов, сортировке и нумерации обломков и их транспортировке к “хранилищу” под открытым небом:

38.

“Гробки” на холмах тут повсюду:

39.

Руины Патары с видом на пляж. Как раз там, где пляж и море, и был расположен крупнейший в Ликии порт. Теперь – песчаные дюны:

40.

41.

42.

Одно из “хранилищ” обломков:

43.

44.

Всей этой “свалке Истории” будет дарована “вторая жизнь”. И не потому, что турки уж очень трепетно относятся к историческому наследию немусульманских “кровей” – наоборот, в массе своей не чтят вовсе. Но потому, что древние камни – это тоже бизнес, и бизнес высокодоходный. Ведь посмотреть на эти чудеса древности едут люди буквально со всего мира, и едут они с деньгами. И чтобы туристы расстались с деньгами, их нужно заманить, куда только можно, хоть в самую глухую провинцию, но для этого нужно заинтриговать. И что там есть интригующего в активе у турок? Античное наследие (и ни слова о самой Греции!Улыбка)! Люди готовы за это платить деньги, ночевать в глухих (вчера еще) и нищих деревнях. Но к чему же самоистязание, когда накормить, дать кров, “искупать” и “выгулять” вас готовы – разумеется, за ваши деньги – сами турки! А чтобы утолить ваш культурный голод, они готовы заново отстроить все города древности, провести в них электричество, водопровод и интернет, “закольцевать” в прекрасные асфальтированные дороги и рядышком отсыпать прекрасные пляжи (до последнего, к счастью, пока не дошло) – только едьте, смотрите свою “античную культуру” – “у нас, в Турции, ее много, даже больше и лучше, чем в Греции, так зачем вам в Грецию?!.”

А когда турецкие власти смекнут, что Патара – не только безумно красивый пляж плюс античные руины, но еще и родина одного из самых почитаемых в славянском мире святых – Николая Чудотворца , и сотворят соответствующий маркетинг, то Патара будет просто обречена стать еще одним центром паломничества христианУлыбка.

Так что “восстание из пепла” городов античного мира на нынешнем турецком побережье, судя по темпам развернувшейся повсеместно реставрации – вопрос лишь времени. Привлеченные со всего мира археологи “в темпе вальса” изучают “культурное наследие” и консультируют турецкие власти, а турецкие рабочие под их руководством вовсю “реставрируют”. Предпочтение в реставрации (а часто - возведении “с нуля”) отдается наиболее зрелищным сооружениям и зданиям, иной системы в “решении проблемы по-турецки” я не узрела.

Так что спешите видеть руины!

В следующем фоторассказе – о песках, погубивших Патару.

То, чем запомнилась Турция  - в предыдущих фоторассказах:

Не-“пакетная” Турция. Анонс

Не-“пакетная” Турция: почему Чирали

Не-“пакетная” Турция: в гости к черепахам

Не-“пакетная” Турция. Олимпос – город, которого нет

Не-“пакетная” Турция: мыс Геледония

Не-“пакетная” Турция: турецкая дача

Канаткой - на Олимпос (Тахталы)

Не-“пакетная” Турция. На машине вдоль моря: Чирали – Учаыз

Не-“пакетная” Турция. Учаыз – кладбище древних цивилизаций

Турция. Симена. Затопленный город

Не-“пакетная” Турция: Каш – Пенинсула

Сказка-пляж Капуташ, и Калкан – город-сказка

Турция. Патара: бесконечный пляж

Tags: Патара, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments