fajnafajna (fajnafajna) wrote,
fajnafajna
fajnafajna

Categories:

Турция-“непакетная”: города-легенды Ксантос и Летоон

Буквам, выбитым в камне этой стелы, больше 2300 лет. Благодаря буквам, что вы видите на снимке, ученые смогли “прочесть” теперь уже мертвый ликийский язык. Язык воинов города Ксантоса, которые, будучи окружены врагами и не имея шанса на победу, шли в последний бой, перед этим убив своих жен, детей и слуг. И так было дважды… Город, о беспримерном мужестве жителей которого писал Геродот - смотрим.

1.

Но начнем “смотрины” с развалин Летоона, города-спутника Ксантоса. Расположенный в десятке километрах от морского побережья, Ксантос был крупнейшим и самым богатым городом Ликии. Летоон находился на морском побережье, в устье главной ликийской реки Ксанф, и был невелик, но имел статус религиозной столицы Ликии. В Летооне оправлялись главнейшие культовые обряды ликийцев, там находился главный жертвенный алтарь ликийцев и главный храм почитаемой всеми ликийцами богини Лето – то ли жены, то ли возлюбленной самого Зевса. Поэтому если вам доведется добраться до Ксантоса, то стоит посетить и Летоон, находящийся несколько в стороне от прибрежного шоссе, соединяющего Анталию с Мармарисом.

Текст на этом плакате напечатан на фоне карты-схемы расположения на реке Ксанф основных городов Ликии. И каждый может себе представить местоположение Летоона и Ксантоса:

2.

Спасаясь от раннего зноя, мы пораньше выехали из Патары и в 6.00 мы уже были в Летооне. На сегодня это уже популярное у туристов место и в 6.30 там уже работала билетная касса.(!!!) 5 лир с человека – столько стоит возможность осмотреть древние следы ликийцев. Развалины Летоона, признанные культурным наследием, охраняемым ЮНЕСКО, можно осмотреть за полчаса: набеги арабских пиратов буквально не оставили камня на камне. А то, что осталось, турецкие власти только намереваются реконструировать:

3.

Еще один ликийский театр. Ну не было в древней Ликии городов без театра! Пусть на 300 персон, но театр был. Так что театральная жизнь в те далекие времена била ключом – синематограф еще не овладел массами.Древние театры не повторились в своей архитектуре ни разу. Имея общим принцип восходящих ступеней и сцену, они все имеют свои неповторимые индивидуальные особенности. Поэтому их всякий раз интересно рассматривать. Турки намерены отреставрировать этот театр. Кстати, обратите внимание на белоснежные каменные блоки, привезенные для реставрации – это тот же самый камень, из которого были возведены едва ли не все постройки древности на средиземноморском побережье нынешней Турции (Из этого же камня возводят и современные виллы, предназначенные для продажи иностранцам. Очень красиво, вот только я забыла расспросить, в какой срок этот замечательный камень сереет-“стареет”. Но, во всяком случае, постройки, которым около пяти лет, выглядят также белоснежно.):

4.

5.

6.

7.

Рассветное солнце пробивается сквозь полуразрушенную галерею театра (справа), а фумигаторы, “коптящие” комаров болотистой равнины, уже накрыли поселок и теплицы смогом:

8.

9.

Прекрасно сохранившаяся галерея, ведущая на трибуны театра. Кладка камня – без раствора:

10.

Теплицы подступают вплотную к зданию театра и городища Летоона, и чтобы добраться до него, нужно изрядно попетлять между огромными парниками. На снимке видно, что каждый каменный блок-сиденье имел выточенные пазы, и укладывался паз в паз; верхние блоки давили своей массой на нижний ряд, что обеспечило конструкции, сделанной без единой капли скрепляющего раствора, прочность в две тысячи с лишним лет:

11.

Спуск на арену театра:

12.

Вид сверху на то немногое, что осталось от Летоона, религиозной столицы Ликии. Возможно, именно то, что город являлся духовным центром Ликии, побудило его захватчиков-арабов практически сравнять его с землей:

13.

Раскопки обнажили фундаменты древних строений и остатки колонад:

14.

Где-то семь утра; стрекочут цикады и горланят лягушки – дальние потомки тех пастухов, которых ликийская богиня Лето именно здесь превратила в жаб: нехорошие люди, по преданию, отказали женщине в скромной просьбе напиться. На этом же месте то ли супруга, то ли гражданская жена самого Зевса таки нашла источник, отчего этот пятачок земли и был почитаем древними как место божественной силы:

15.

Тут же был возведен и главный храм Ликии – все той же богини Лето, главной хранительницы ликийцев; на снимке ниже то, что осталось от него, храма Артемиды и других культовых сооружений:

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Почтив вниманием главное ликийское капище, мы отправились в Ксантос – тот самый Ксантос, который предпочитал гибель позорной сдаче на милость победителю. И его не пощадило время. Билеты купить было не у кого, территория к осмотру побольше, нежели в Летооне. Но меня постоянно преследовал подсознательный ужас. Так как из истории я знала, что именно на этом месте, спасаясь от жестокости врага, явно превосходящего силы защитников города произошло массовое убийство женщин и детей своими мужьями.

27.

Театр:

28.

29.

Разрушенные гробницы богатых ликийцев:

30.

Эти две гробницы считаются символом Ксантоса и свидетельством его могущества в период расцвета (сооружения тщательно исследованы учеными и подробно о них, кому интересно, можно прочесть в Интернете):

31.

32.

33.

Обломки надгробий разных исторических периодов встречаются повсеместно:

34.

35.

Особняком возвышается стела, на которой высечена самая длинная из известных ученым надпись на ликийском языке. Именно эта надпись, повторюсь, и помогла ученым “расшифровать” “мертвый” ликийский язык и прочесть многие другие надписи на ликийском, до тех пор не поддававшихся “расшифровке”. Таким образом, “умершая” цивилизация “заговорила”:

36.

Подвальное помещение строения высечено в камне скалы:

37.

Вид с одной из разрушенных башен Ксантоса на реку Ксанф у его подножья и бескрайние тепличные комплексы:

38.

39.

Главный “проспект” Ксантоса шириной метров 30 выложен огромных размеров плитами:

40.

41.

Вот, впрочем, и все, что можно увидеть в Ксантосе, чьи руины покоятся на когда-то неприступной скале над долиной Ксанфа. Желающим понять, как был устроен этот известнейший в античные времена город, возможно, поможет вот эта карта-схема:

42.

Лучшее время для осмотра руин Летоона и Ксантоса летом – безусловно, рассвет, пока температура не перевалила за 30, а толпы фотографирующихся на фоне “гробков” туристов не рушат впечатления от увиденного.

Мы же проследуем к ущелью Сакликент, чтобы развеять один из главнейших туристических мифов Турции - о сказочной красоты “чудо-ущелье”. Посетим место, которое лучше всего характеризует турцию-“пакетную”: безбашенный “развод” туроператорами, циничный маркетинг и выдавливание из туриста денег за впаривание “воздуха”. Расскажу о том, куда, по моему мнению, ехать вовсе не обязательно.

Предыдущие посты о Турции:

Не-“пакетная” Турция. Анонс

Не-“пакетная” Турция: почему Чирали

Не-“пакетная” Турция: в гости к черепахам

Не-“пакетная” Турция. Олимпос – город, которого нет

Не-“пакетная” Турция: мыс Геледония

Не-“пакетная” Турция: турецкая дача

Канаткой - на Олимпос (Тахталы)

Не-“пакетная” Турция. На машине вдоль моря: Чирали – Учаыз

Не-“пакетная” Турция. Учаыз – кладбище древних цивилизаций

Турция. Симена. Затопленный город

Не-“пакетная” Турция: Каш – Пенинсула

Сказка-пляж Капуташ, и Калкан – город-сказка

Турция. Патара: бесконечный пляж

Руины Патары. Город, где родился Святой Николай

Турция. Дюны Патары

Tags: Ксантос, Ксанф, Летоон, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments