fajnafajna (fajnafajna) wrote,
fajnafajna

Китай глазами лаоваев*. Пекин

Очередным пунктом нашего путешествия после Байкала был Китай. При составлении маршрута нам показалось это вполне логичным из-за небольшого расстояния. Сибирские авиалинии S7, которыми мы воспользовались при перелета из Киева в Москву и из Москвы в Иркутск, за 2, 5 часа доставили нас из Иркутска в Пекин. Никаких задержек в рейсах с этим перевозчиком не было.  Перелопатив море информации на туристических форумах и сайтах, мы решили что в наших силах предпринять самостоятельное путешествие по Поднебесной. Маршрут был следующим: Пекин ( 7 дней), Шанхай (6 дней), Гонг-Конг  (4 дня), Гуйлинь  (6 дней), Куньминь (5 дней), Ченду (2 дня). Руководствовались тем, что Китай нужно начать смотреть со столицы и двух самых развитых мегаполисов. Продолжить - знакомством с китайской провинцией, включая  самые, на наш взгляд интересные природные  достопримечательности: карстовые холмы Яншо,  каменный лес неподалеку от Куньминя, рисовые поля, а также быт малых народностей. Что получилось, читайте дальше.

*лаоваи – так китайцы называют белокожих людей.

Пекин встретил нас ночью. Никаких задержек при прохождении таможни и пограничного контроля,  Очереди нет!!! Первым делом в круглосуточно работающей обменке прямо у выхода из зоны прилета мы обменяли доллары на юани. Из аэропорта до гостиницы в 3 часа ночи  можно было добраться только на такси. Две организованные очереди, управляемые специальными распорядителями. Очередь продвигалась быстро. Прибывшие садились в машину, указывали адрес и уезжали. Таксист сразу же включил счетчик и погрузился в свой собственный мир, мы для него до момента высадки из такси перестали существовать, английского он не понимал, а мы и не настаивали. Заплатили по счетчику – 160 юаней и 10 юаней в качестве чаевых. Чаевые китаец с благодарностью принял.

Мы заранее спланировали, что нужно посмотреть в Пекине, но жестко по дням все не расписывали,  тем самым оставив место для импровизаций.

Отель Leo Hostel мы забронировали самостоятельно через интернет. Буквально день в день получили ваучер о подтверждении брони, который нам был необходим  для оформлении визы в китайском посольстве. Как выяснилось впоследствии, отель  рассчитан исключительно на бэк-пекеров студенческого возраста. Нам он показался сырым, неуютным и некомфортабельным. Единственный его плюс - расположение. Исторически старая часть города, район хутунов, который находился в непосредственной близости от городской стены, некогда отделявшей территорию императорских владений от жилищ простых китайцев. Прямо в центре, в 5-и минутах ходьбы от площади Тяньаньмэнь.

1.image

На следующее утро мы без труда перебрались в новенький частный отель Wanch (в 100 метрах от нашего), который не столь раскручен. Цены за номер вполне сравнимы с ценами Leo Hostel. Но здесь чисто, уютно, приятно. Складывалось впечатление, что нам в этой гостинице больше всего рады. Пожилая хозяйка и юная ее дочь делали все возможное, чтобы мы чувствовали себя максимально комфортно. Бесплатный интернет в номере, полезные советы в ответ на наши вопросы. Владеют английским.

Слева, от арки с двумя ступеньками и святящейся рекламой строение – отель Wanch.

В первый же день отправились на главную площадь столицы - Тяньаньмэнь, поразили только масштабы, особо смотреть на площади нечего. Осмотрели Цяньмэнь  или Чжэнянмэнь – часть древней крепости в центре Пекина.

Вторая половина дня полностью ушла на осмотр Храма Неба и большого красивого парка, в котором сам храм расположен.

Дальнейшие маршруты мы планировали вечером каждого дня при помощи путеводителя из серии “Lonely planet”  China. В нем подробно указаны часы работы всех основных туристических достопримечательностей, названия и адреса их дополнительно даны китайскими иероглифами, что существенно помогало  нам по необходимости прибегать к помощи случайных прохожих и “общаться” с таксистами. Указаны цены на билеты и их сезонные отличия.  Нельзя сказать, что везде они совпадали, но порядок цен существенно  не отличался. Единственное, что в Киеве нам пришлось заказывать этот путеводитель на книжном рынке Петровка заранее. В течение месяца мы его смогли купить.

Назову только, как наши маршруты выглядели схематически по дням.

День 1-й.Ознакомительный, мною упомянут выше.

День 2-й. Запретный город. Главная туристическая улица Вайфудзин. Китайская опера.

День 3-й. Великая китайская стена. Участок Мутяньюй.

День 4-й. Бэйхай-парк. Пекинский зоопарк. Пекинский океанариум.

День 5-й. Летний дворец. Китайская опера.

День 6-й. Прогулка по городу,  хутунам. Утка по- пекински. Китайский цирк.

Многие, посетившие эту удивительную страну, разительно меняют свое отношение к Китаю и ко всему китайскому с иронического на серьезное. И этому есть веские основания. Их до мелочей продуманные аэропортыы, их дороги, отсутствие пробок на них, их такси с оплатой строго по счетчику, масштабы ведущегося одновременно строительства, их очевидная целеустремленность бросаются в глаза сразу же.

Так выглядят дороги в Пекине:

Два слова о масштабах. Не зря, наверное, Великая Китайская Стена смогла появиться только в Китае. Тянет их к необъятным размерам в архитектуре, в градостроении. Вот тому несколько примеров.

Передние врата Чжэнянмэнь (Цяньмэнь) – башня-ворота во внутренней городской стене, которая некогда (в эпоху маньчжурской династии Цин) отделяла императорскую резиденцию в Запретном Городе от части города, в котором жили простые китайцы:

Нагляднее всего об архитектурном гигантизме Китая, наверное, свидетельствует сам Запретный Город, бывший дворец императорских династий, находящийся сразу за площадью Тяньаньмэнь. Он поражает своими размерами. Стоит отметить исторический факт,  его строительство было завершено в 1420 году. Именно отсюда на протяжении 500 лет 24 китайских императора управляли страной вплоть до 1920 года.  Комплекс Запретного Города составляют 9999 (я не ошиблась) комнат. Но нет смысла перечислять исторические факты, все они сейчас доступны как в Интернете, так и в специализированных изданиях. По собственному опыту скажу, что не стоит пичкать себя информацией до того, как Вы сами все увидите. Пусть останется место для новизны и удивления. Перечитывая сейчас путеводитель Дорлинга Киндерсли “Китай” на русском языке, получаем упорядоченную информацию об уже увиденном и удовольствие от приятных воспоминаний.

Раннее утро. Первые тысячи экскурсантов бодрым шагом (иногда и бегом!) устремились в Запретный Город:

Покупка билетов происходит очень быстро, все для удобства тысяч посетителей. Кассы слева, их много. Купить билеты можно либо за наличные либо рассчитавшись  карточкой. Вся процедура занимает 7 минут при огромном скоплении народа. Много организованных туристических групп со всего Китая. Видимо, их посещение оплачивается в другом месте.

Как обычно, досмотр всех вещей на сканерах (как в аэропортах). Кстати, в Пекине эта процедура неизбежна при посещении всех туристически значимых  мест, включая проход на площадь Тяньаньмэнь. Правда, мы ни разу не вызвали каких-либо дополнительных проверок. Но поначалу, испытываешь чувство, что ты  постоянно в зоне контроля,  что доставляет дискомфорт. Но мне интересна эта страна, поэтому я обязана уважать ее порядки.

Первые ворота преодолены, а вот и первый императорский «дворик»: с самого утра людей немного, мы в первых рядах, поэтому еще удается фотографировать:

Многочисленные экскурсионные группы из разных уголков Китая. Муж шутит: «Пробежал первый миллион китайцев…»

Для удобства все члены группы одевают одноцветные кепки. Экскурсовод непременно с флажком - чтобы «паства» видела своего «пастуха».

Гигантские размеры дворца позволяют «миллиону» раствориться: с трудом удается делать снимки, где в кадре дворец, а не его посетители:

А это стражи крыш. Фигурки драконов символизировали водную стихию и призваны были уберечь здание от пожара. Драконов всегда нечетное количество.

Это так называемые Мраморные врата, центральный вход, предназначенный для императора.

Анфилада боковых коридоров – до горизонта…

Внутри дворцовых помещений практически нет экспозиций, только в некоторых из них – музейные экспонаты, принадлежавшие членам императорских династий. Вход в такие музеи нужно дополнительно оплачивать. Поэтому «миллионы» туда не стремятся.

Внутренний дворик-садик Запретного Города:

Часть Императорского сада:

Отношение к немощным деревьям такое же, как и к старикам – трепетное и бережное:

Большинство потолков в дворцовых залах выполнены в технике резьбы по дереву:

Так выглядят Врата Небесной чистоты, собственно второй в ход в Запретны город.

Хоть по карте до главной туристической улицы Вайфудзин было рукой подать, расстояние оказалось обманчивым. Но мы с удовольствием гуляли и смотрели город.

Улица Вайфудзин – главная туристическая улица Пекина.

Современное свидетельство гигантомании – здание Большого народного театра Китая – главного театра страны (расположено недалеко от площади Тяньаньмынь):

Водный бассейн с дном из стекла, окружающий «сферу» - это потолок холльного этажа, через который видно небо. Нам повезло увидеть через этот прозрачный потолок тропическую грозу, с невероятными молниями и громовыми раскатами. Зрелище незабываемое.

Монументальное здание, вместившее под своим сводом музей театра, картинную галерею, крупнейший концерт-холл, камерный зал, оперный театр и малую сцену.

Вход в театр ниже уровня поверхности:

Но опять-таки, пресловутые масштабы: театр ОГРОМЕН, а кроме того, он весь в изысканном мраморе. Мы не удержались и вместо одного посещения китайской классической оперы взяли билеты в театр еще на один вечер. В театре снимать категорически запрещено.

Пропускают внутрь через металлоискатель. При необходимости, неизвестно чем продиктованной, посетителей дополнительно обыскивают (женщин - женщины). Всю фототехнику посетители обязаны сдать в специальную камеру хранения.

Неприятно поразила и наполненность залов - не более, чем на половину. Для 20 - миллионного города, столицы, это кажется, по меньшей мере, странным. Возможно, людей останавливает цена билетов, но она по нашим меркам вполне умеренная.

Сама китайская опера не имеет ничего общего с оперой европейской (различия интересующиеся легко отыщут в Интернете). Она очень самобытна и оригинальна. Нам понравилась, рекомендуем к посещению; билеты можно свободно приобрести в кассах холла.

Экскурсию на Великую китайскую стену предлагают туристические бюро, зазывалы на улицах. Мы свою экскурсию заказали в отеле. Единственный критерий был – подальше отъехать от самых популярных туристических мест, где многолюдно и шумно. Мы остановились на участке Мутяньюй, что в 75 километрах от Пекина. Утром следующего дня ровно в 6.00 утра за нами и еще одним постояльцем отеля-итальянцем заехал микроавтобус с  англоговорящим экскурсоводом.

Заблудиться невозможно. К самой стене поднимаются либо на канатной дороге, либо на фуникулере, так как возвышенности, на которых построена стена  от 600 метров, а самая высокая башня участка расположена на высоте более километра. Нам не повезло увидеть все красоты из-за сильного тумана.

Фрагмент Великой Китайской Стены.

Историки говорят, что столь массивное и мощное сооружение так и не удалось использовать по назначению. Но вообразить ее размеры, время и силы, потраченные на ее строительство – дело непростое. Наш гид рассказал, что когда один из Великих Моголов вторгся в Китай, то, забравшись на стену, долго смеялся над сооружением и его строителями – стоило ее разрушить в одном месте, и остальные тысячи километров стены уже китайцев не спасали.

Спуститься со стены тоже можно либо на фуникулере либо на тобоггане. Это металлический желоб, по которому движутся  одно- либо двухместные санки с тормозом. Удобно и интересно. Разогнаться не дают специальные служащие, которые следят за прохождением всего маршрута.

И весь этот гигантизм и великолепие на фоне минимализма и непритязательности в быту рядовых китайцев…

Ниже на фото – знаменитые пекинские хутуны – районы бедноты. Которые власти Пекина стремительно сносят, переселяя их обитателей на окраины (чтобы не портили «пейзажи» центра столицы). Но именно хутуны и быт их обитателей привлекают туристов, так что спешите видеть! Впрочем, часть хутунов власти оставляют, наводя на них туристический «глянец», встраивая через каждые сто метров туалеты с соответствующими указателями (для туристов, конечно) и будки для полицейских:

Электрификация хутунов выглядит именно так:

Хутуны идут под снос:

Съезжает целый детский сад:

К здешнему климату придется привыкать. Жарко, очень высокая влажность и плохо просматриваемое небо из-за постоянно стоящего смога. Наверное, стоит особо упомянуть, что для подобного путешествия в Пекин летом нужно крепкое здоровье. Людям с проблемами сердца, артериального давления, органов дыхания – оно вряд ли по силам в эту пору.

Более комфортно в многочисленных парках, являющихся излюбленными местами отдыха для китайцев. Парки в Пекине, а впоследствии оказалось, что и во всем Китае, сотворены с большим искусством и поддерживаются с особой любовью. Как бы рано мы не пришли в любой из парков, мы никогда там не оказывались первыми. Уже в 7 утра ни под одним деревцем или кустом не было свободного места.

Отношение к своему здоровью - священно для китайцев. Невольно вспоминала «свою» Оболоньскую набережную в Киеве, где по утрам немногочисленные, практически одни и те же люди ежедневно занимаются поддержанием своей физической формы. Здесь стремление к здоровью выражено повсеместно, массово и очень явно.

Люди старшего, а зачастую и  среднего возраста каждый на свой лад, «поддерживают» свое здоровье или просто проводят в парках свое время:

В течение всего светового дня мы не видели никакого мусора!!!

Кто поет, кто пляшет, кто постигает кунг-фу, кто запускает воздушных змеев (кстати, целое искусство). А вот два почтенных по годам мужа упражняются в написании иероглифов на горячем асфальте, макая кисти в ведра с водой. Письмена исчезают, испаряясь, они выводят новые…

Причем, в парках Пекина местные жители практически не обращали внимания на туристов, чего не скажешь о китайцах, приехавших в Пекин из глубинки – для тех мы «зоопарк». У входа в Запретный город нас буквально «взяло в плен» семейство, которое, всем своим видом показывало, что белые люди - очень большая редкость в их жизни. На мигах, жестами они дали понять, что очень хотят снимок на память. Очень долго пытались разобраться, как этот снимок сделать единственным на все семейство мобильным телефоном. Невозможно передать их восторг, когда снимок наконец-то был сделан. А мы были просто ошарашены подобным отношением к белым людям.

Сами парки – огромнейшие, как правило, соединяющие в себе рукотворные озера, императорские дворцы и постройки, а также красивейшие парковые зоны.

В некоторых парках, как к примеру в парке возле Храма неба сооружены спортивные площадки. В жаркий полдень, когда был сделан снимок, людей нет.

Все эти парки подробно описаны во всех путеводителях, поэтому в данном отчете информацию о них намеренно не не привожу.

За чистотой в парках следят в течение всего дня.

Бэйхай-парк:

Ниже – Летний дворец (резиденция) императоров:

Наследники императоров:

И драконы, драконы, драконы:

Корабль императрицы Цыси (правила Китаем с 1861 по 1908 год) из… мрамора. Так ей захотелось. На строительство ушел бюджет всего китайского военного флота за год. Хотя есть и другая версия, что корабль из дерева, якобы покрашен под мрамор. О другой версии услышали позже, поэтому экспериментально истину установить не удалось.

Традиция: пекинцы отдыхают целыми семьями, и чем больше поколений представлено в этой отдыхающей семье, тем почетнее она смотрится в глазах окружающих, таковы традиции конфуцианства. И это не одно-два семейства, а большинство отдыхающих китайцев. Забота о старости – конфуцианство в действии. В составе семейства, как правило, один из старейшин семьи, зачастую на коляске или бережно ведомый под руку.

Несколько слов о еде. Безусловно, пекинскую утку стоит попробовать. Но только в специальных сетевых ресторанах, специализирующихся как на традиционном умении ее готовить, так и подавать. Стоит удовольствие по китайским меркам дорого. Но наслаждение гарантировано. Китайская кухня действительно многообразна. Как по мне, очень вкусная и здоровая еда. Все зависит от Вашего умения в ней ориентироваться. Мы нигде не попали на несвежее блюдо. Наоборот. Все, что мы пробовали, было приготовлено от души, ароматно, сочно и, в большинстве случаев, вкусно. Правда, мы нигде не гнались за дешевизной. Экзотов не пробовали. Хотя для желающих с этим нет никаких проблем. Например, свиные ушки:

Несколько слов о жителях Пекина. Они очень разные, и сильно отличаются от европейцев бытовыми привычками и способом жизни. Им ничего не стоит громко сморкаться и плевать на улице, не обращая ни на кого никакого внимания. Поначалу это сильно шокировало. По мобильнику большинство китайцев не могут говорить тихо в принципе. Когда китаец один, терпеть  еще можно, но когда их с мобильниками соберется душ пять…

В Пекине принято целыми семьями приходить в недешевые по китайским меркам ресторанчики. Здесь местные граждане могут находиться часами, громко разговаривая и оставляя после себя целую гору объедков – и на столе (прямо на скатерти, если таковая есть), и под столом – на полу. Причем уроненные на пол остатки пищи считаются нормой, а персонал не сильно спешит все это убирать. В первом ресторане, где мы остановились поесть, в квартале от площади Тяньаньмэнь, прямо в центре Пекина, мы получили массу удовольствия. Сперва, завидев белых туристов, персонал заведения «подсуетил» нам столик (мест не было), криком согнав из-за него доедавших посетителей – молодых китайцев. Потом к нам вышел, как мы потом поняли, старший официант, а может быть, и хозяин заведения, очень радушно принял наш заказ (он единственный из персонала заведения знал английский). Как оказалось после, принесенной нам еды хватило бы на шестерых туристов вместо двоих. Так мы «осваивали» их порции и их «гостеприимство». Так как место было очень популярным и столики не пустовали, официанты делали заказы кухне, громко перекрикивая друг друга через весь зал. Кухня, выполнив заказ, «рапортовала» официантам тоже диким криком. Шум-гам стоял неимоверный, было весело.

Поразительно: за все время в 20-и миллионном Пекине (и месяц пребывания в Китае вообще) нас никто ни разу даже не зацепил локтем или сумкой. Буквально культ уважения своего/чужого личного пространства. Это приятно удивляло.

Неделя в Пекине пролетела как один день. Мы улетали в Шанхай.